28 августа прошлого года ливийский диктатор Муаммар Каддафи и двое его сыновей Хамис и Саиф аль-Ислам бежали из столицы Триполи, которая после ожесточенных боев была захвачена повстанцами.
Хамис погиб уже на следующий день, очевидно, в результате воздушного удара НАТО. Саиф-аль-Ислам успел добраться до расположенного в пустыне города Бани-Валид, но в ноябре был захвачен в плен восставшими у южной границы. Муаммар Каддафи устремился в свой родной город Сирт.
Он добрался до расположенного на побережье Средиземного моря Сирта вместе с личным шофером, несколькими телохранителями и высокопоставленным сотрудником службы безопасности Мансуром Дао.
Каддафи поселился в многоквартирном доме в центре города, где встретился с двумя наиболее ненавистными повстанцам соратниками своего режима, чтобы обсудить уже проигранную, по сути, гражданскую войну.
Утренняя авантюр
Первым был Абдулла Сенусси, который поначалу прибыл в Сирт вместе с Каддафи, но вскоре покинул город, чтобы сообщить жене, что их сын погиб в боях. Сеннусси не вернулся в Сирт, тем самым, очевидно, он спас свою жизнь, так как по распоряжению ливийских властей был арестован.
Вторым был сын Каддафи Мутассим, отличавшийся особой жестокостью и в последние месяцы возглавлявший в Сирте остатки ливийской армии, защищавшей город от повстанцев.
Сирт подвергся массированной бомбардировке со стороны восставших, бои захватили центр города, и Каддафи решил перебраться в расположенный на западе менее населенный 2-й район.
Скрываясь, Каддафи и его телохранители перемещались из одного дома в другой, пытаясь найти еду. Диктатор, перечисливший на свои банковские счета миллиарды нефтедолларов, был вынужден довольствоваться пастой и рисом, которые удавалось найти в шкафах.
По словам Мансура Дао, Каддафи все это время читал коран и молился. «У нас не было никакой связи, отсутствовало телевидение», — сказал он. Информацию получали с помощью спутникового телефона, звонили человеку, выступавшему по телевидению на ВВС или Russia Today, и тот зачитывал новости. Каждые четыре-пять дней Каддафи менял местонахождение.
Как рассказал Мансур Дао Human Rights Watch (HRW— Страж прав человека), гнев Каддафи рос с каждым днем, и ему постоянно приходилось скрываться. «Наибольшее его недовольство вызывало отсутствие электричества, системы коммуникации и телевидения и то обстоятельство, что он был лишен возможности общаться с внешним миром», — сказал Дао.
Вскоре во 2-м районе сосредоточились те, кто сражался на стороне Каддафи, и на район усилились бомбовые и ракетные атаки.
19 октября Мутассим сообщил отцу о плане побега из Сирта, хотя повстанцы уже окружили город. Каддафи согласился, и поздно вечером того же дня телохранители Каддафи стали собирать оставшихся последних бойцов и немногочисленное мирное население, 250 человек, в конвой, состоящий из 50 автомобилей. Машины были набиты оружием, в том числе пулеметами и противовоздушным оружием.
Первоначальный план Мутассима предусматривал прорыв из окружения в половине четвертого — четыре часа утра, однако организация конвоя потребовала больше времени, чем предполагалось.