Вчера правительство Российской Федерации внесло в Государственную думу законопроект, согласно которому руководителям организаций, признанных экстремистскими, запретят создавать новые общественные и религиозные объединения. Как сообщает «Интерфакс», запрет может коснуться не только руководителей, но и членов запрещенных организаций.
Законопроект представляет собой ряд поправок в действующий федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». Как говорится в пояснительной записке к тексту проекта, на настоящий момент подобные ограничения возможны только в случае, если имеется достаточно оснований для возбуждения уголовного дела в отношении руководителя объединения.
Стоит отметить, что это уже не первые попытки правительства ужесточить антиэкстремистскую статью. На прошлой неделе кабинет министров выступил с инициативой увеличить срок тюремного заключения и размер штрафов для участников экстремистских организаций. Кабмин считает, что при «недостаточном государственном регулировании» проявления экстремизма легко перерастают в террористическую деятельность. Более того, в мае текущего года Госдума ограничила право на учреждение религиозных организаций лицам, обвиненным в экстремизме. Соответствующие поправки были внесены в действующий закон «О свободе совести и религиозных организаций».
Представители оппозиции и правозащитники не раз требовали отмены статьи 282 УК РФ («возбуждение ненависти либо вражды»). По их мнению, формулировки антиэкстремистского законодательства очень расплывчаты и создают возможности для злоупотребления, в частности, это касается преследования политических активистов, неугодных власти.
Исходя из сути законопроекта, в часности, ни Александр Белов-Поткин, один из лидеров ДПНИ (запрещено в 2011 году как экстремистское), ни Эдуард Лимонов, в прошлом лидер Национал-большевистской партии (признана экстремистской в 2007 году), не смогут учреждать новые общественные организации. Для продолжения своей деятельности у них остается всего один вариант – стать лидерами неформальными, а учредителем поставить «не запачканного экстремизмом» человека. То есть появляется необходимость в преемнике. Ситуация отчасти напоминает президентский срок Дмитрия Медведева, когда неформальным лидером являлся Владимир Путин, не имевший возможности баллотироваться на третий срок.
О том, готовы ли действующие лидеры поставить фиктивного преемника, а сами уйти на второй план, Filister спросил непосредственно у Лимонова и Белова-Поткина.
Эдуард Лимонов точного ответа на поставленный вопрос не дал, показав при этом свое нежелание кого-то ставить на свое место.
«Если они запретят создавать легальные организации, мы будем создавать тайные общества. Им же хуже. Сделаем нашу деятельность тайной. Как карбонарии в Италии. Все нормально. А чего они хотят? Они карикатура на власть, а не власть», – прокомментировал лидер незарегистрированной партии «Другая Россия».
Александр Белов-Поткин сообщил, что ни в «Движении против нелегальной иммиграции», ни в движении «Русские» он ничего не возглавлял. В ДПНИ он был «всего лишь» координатором центра общественных связей, в «Русских» он возглавляет Совещательный совет.
«Мне не нужно что-то официально занимать, чтобы чем-то руководить. Мое руководство построено не на том, что я отдаю кому-то приказы и плачу деньги, чтобы это выполнялось. Я говорю: «я считаю это правильным», — и те люди, которые со мной согласны, это делают. Поэтому пусть этим законом они задницу вытрут. Это сумасшествие уже. Этих людей не исправить. Это больные люди.
Все это показывает нелепый страх нашей власти перед надвигающимися изменениями. Это мертвому припарка. Пускай они мне все запретят или людям, думающим, условно, независимо и самостоятельно, – мы все равно будем управлять процессами и планировать будущее, которое их постигнет. Они копают могилу сами себе», – добавил Белов-Поткин.
Кирилл Михайлов
- filister.ru